Помехоустойчивость и чувствительность навигационных модулей (лабораторная работа) — различия между версиями
Korogodin (обсуждение | вклад) (→Схемы экспериментальных установок) |
Boldenkov (обсуждение | вклад) (→Контрольные вопросы) |
||
(не показана 71 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 6: | Строка 6: | ||
* Развить навыки использования радиотехнических измерительных приборов. | * Развить навыки использования радиотехнических измерительных приборов. | ||
− | == | + | == Общая информация == |
− | Объектом проведения экспериментальных исследований является модуль навигационного приемника (далее по тексту ― модуль НП), работающий в составе навигационной аппаратуры потребителей (НАП). | + | === Основные понятия === |
+ | |||
+ | {{pic|20111121_modul_NP.png|Рисунок 1 - Структурный состав НАП|pic1}} | ||
+ | |||
+ | Объектом проведения экспериментальных исследований является модуль навигационного приемника (далее по тексту ― модуль НП, навигационный модуль), работающий в составе навигационной аппаратуры потребителей (НАП) (см. [[#pic1|рис. 1]]). | ||
Под ''помехоустойчивостью'' модуля НП понимается его способность работать в условиях воздействия внешних помех. В качестве характеристики помехоустойчивости принимается граничное (наибольшее) значение отношения мощности помехового сигнала к мощности полезного сигнала | Под ''помехоустойчивостью'' модуля НП понимается его способность работать в условиях воздействия внешних помех. В качестве характеристики помехоустойчивости принимается граничное (наибольшее) значение отношения мощности помехового сигнала к мощности полезного сигнала | ||
Строка 22: | Строка 26: | ||
::<math>{}^{J}\!\!\diagup\!\!{}_{S}\;=10\log 10\left( {{K}_{J/S}} \right)</math> дБ. {{eqno|2}} | ::<math>{}^{J}\!\!\diagup\!\!{}_{S}\;=10\log 10\left( {{K}_{J/S}} \right)</math> дБ. {{eqno|2}} | ||
+ | |||
+ | Основными путями повышения помехозащиты НАП являются: | ||
+ | * введение избыточности по навигационным сигналам, т.е. увеличение числа принимаемых и обрабатываемых навигационных сигналов, в том числе от различных глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС); | ||
+ | * прием и обработка перспективных двухкомпонентных (пилот и данных) сигналов ГНСС; | ||
+ | * использование высококачественных комплектующих и элементной базы; | ||
+ | * оптимизация алгоритмов обработки сигналов в НАП; | ||
+ | * комплексирование НАП ГНСС с другими информационными системами и в первую очередь с инерциальной навигационной системой (ИНС); | ||
+ | * частотная селекция (компенсация) помех; | ||
+ | * пространственная селекция (подавление) помех с использованием антенных решеток с управляемой диаграммой направленности. | ||
+ | |||
+ | <!-- | ||
+ | Дополнить: | ||
+ | 1. Определения режимов поиска и слежения | ||
+ | 2. Определение поиска в режиме холодного старта | ||
+ | 3. Определение помехопостановщика (картинка с самолетом РЭБ, нашим приемником, спутниками) | ||
+ | 4. Определение НАП и модуля НП | ||
+ | --> | ||
=== Схемы экспериментальных установок === | === Схемы экспериментальных установок === | ||
− | На [[# | + | На [[#pic2|рис. 2]] представлена схема экспериментальной установки, предназначенной для измерения характеристик аттенюатора, на [[#pic3|рис. 3]] - разветвителя с соединительными кабелями и отсечкой постоянного тока. На [[#pic4|рис. 4]] представлена основная схема проведения экспериментов по измерению помехоустойчивости и чувствительности навигационных модулей. |
<!-- Исходник - 20111120_Sxema_IzmRazvetvitelya.vsd --> | <!-- Исходник - 20111120_Sxema_IzmRazvetvitelya.vsd --> | ||
− | {{pic|20111120_Sxema_IzmRazvetvitelya.png{{!}}600px{{!}}|Рисунок | + | {{pic|20111120_Sxema_IzmRazvetvitelya.png{{!}}600px{{!}}|Рисунок 2 - Схема экспериментальной установки для измерения характеристик разветвителя|pic2}} |
<!-- Исходник - 20111120_Sxema_IzmAtten.vsd --> | <!-- Исходник - 20111120_Sxema_IzmAtten.vsd --> | ||
− | {{pic|20111120_Sxema_IzmAtten.png{{!}}600px{{!}}|Рисунок | + | {{pic|20111120_Sxema_IzmAtten.png{{!}}600px{{!}}|Рисунок 3 - Схема экспериментальной установки для измерения характеристик аттенюатора|pic3}} |
<!-- Исходник - 20111120_Sxema_Pomexoyst.vsd --> | <!-- Исходник - 20111120_Sxema_Pomexoyst.vsd --> | ||
− | {{pic|20111120_Sxema_Pomexoyst.png{{!}}600px{{!}}|Рисунок | + | {{pic|20111120_Sxema_Pomexoyst.png{{!}}600px{{!}}|Рисунок 4 - Схема экспериментальной установки для измерения чувствительности и помехоустойчивости навигационных модулей|pic4}} |
+ | {{Якорь|tabl1}} | ||
{| class="wikitable" border="1" | {| class="wikitable" border="1" | ||
− | |+ Используемое в работе оборудование | + | |+ Таблица 1. Используемое в работе оборудование |
|- | |- | ||
! На схемах | ! На схемах | ||
Строка 127: | Строка 149: | ||
|} | |} | ||
− | |||
== Лабораторное задание == | == Лабораторное задание == | ||
+ | |||
+ | Для проведения экспериментального исследования помехоустойчивости модуля НП выполните подготовительные этапы 1, 2, а затем выполните пункты методики, соответствующие составленному плану экспериментальных исследований. Результаты фиксируйте в [[#Приложение А. Бланк протокола|протоколе]]. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === 1 Определение коэффициента передачи аттенюатора === | ||
+ | |||
+ | 1.1 Собрать экспериментальную установку для измерения характеристик аттенюатора согласно [[#pic2|рис. 2]]. В качестве аттенюатора использовать сборный с номинальным коэффициентом ослабления 50-60 дБ. | ||
+ | |||
+ | 1.2 Включить генератор навигационного сигнала (ГНС), анализатор спектра (далее АС). Перевести АС в режим измерения мощности в полосе равной полосе используемого навигационного сигнала. Дальнейшие измерения мощности с помощью АС проводить в этом режиме, устанавливая в качестве центральной частоты анализа центральную частоту навигационного или помехового сигнала. | ||
+ | |||
+ | 1.3 С помощью ГС и АС определить коэффициент ослабления аттенюатора <math>K_{att}</math>, дБ. При включенном в схему аттенюаторе установить на ГС формирование синусоидального сигнала с частотой, равной центральной частоте рабочего диапазона (для ГЛОНАСС L1 1602,0 МГц, для GPS L1 1575,42 МГц) и мощностью, измеряемой АС, <math>P_{with}</math> = - 70 дБм. Исключить их схемы аттенюатор - соединить разветвитель и АС. Измерить мощность <math>P_{without}</math> синусоидального сигнала с помощью АС. Найти <math>K_{att} = P_{without}-P_{with}</math>. Занести значение <math>K_{att}</math> (положительное число) в протокол. | ||
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | === 2 Определение разности коэффициентов передачи разветвителя === | ||
+ | |||
+ | 2.1 Собрать экспериментальную установку для измерения характеристик разветвителя согласно [[#pic3|рис. 3]]. | ||
+ | |||
+ | 2.2 Установить на ГНС формирование синусоидального сигнала с частотой, равной центральной частоте рабочего диапазона (для ГЛОНАСС L1 1602,0 МГц, для GPS L1 1575,42 МГц) и мощностью, измеряемой АС, <math>P_{g,1}</math> = - 60 дБм. Текущий выход разветвителя, соединенный с АС, считать ''первым''. | ||
+ | |||
+ | 2.3 Перекоммутировать выходы разветвителя (при возможности, вместе с соединительными кабелями). Измерить мощность сигнала <math>P_{g,2}</math> с помощью АС. Текущий выход разветвителя, соединенный с АС, считать ''вторым''. | ||
+ | |||
+ | 2.4 Определить разность коэффициентов передачи разветвителя как <math>\Delta K = P_{g,2} - P_{g,1}</math>, зафиксировать полученное значение в протоколе. В дальнейшем второй выход использовать для подключения к АС, первый - к МШУ. | ||
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | === 3 Определение помехоустойчивости навигационного модуля в условии холодного старта === | ||
+ | |||
+ | 3.1 При необходимости выполнить пункты подготовки 1, 2, занести полученные значения <math>K_{att}</math>, <math>\Delta{K}</math> в протокол. | ||
+ | |||
+ | 3.2 Занести в протокол параметры, использующиеся при проведении экспериментов: | ||
+ | *Т1 = 60 сек; | ||
+ | *Т2 = 300 сек. | ||
+ | |||
+ | 3.3 Собрать экспериментальную установку согласно [[#pic4|рис. 4]]. | ||
+ | |||
+ | 3.4 Включить ЭВМ и запустить ПО для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП. | ||
+ | |||
+ | 3.5 На ГНС запустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным <math>P_S</math> = -125 + <math>\Delta{K}</math> + <math>K_{att}</math> ± 1 дБм по измерениям АС. Занести измеренное значение <math>P_S</math> в протокол. | ||
+ | |||
+ | 3.6 Включить модуль НП. | ||
+ | |||
+ | 3.7 Установить связь ЭВМ с модулем НП. Задать параметры работы в соответствии с планом проведения экспериментальных исследований: | ||
+ | * система (ГЛОНАСС или GPS); | ||
+ | * частотный диапазон (L1); | ||
+ | * тип сигналов (СТ или C/A). | ||
+ | |||
+ | 3.8 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2, 3.2-3.7. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, записать в качестве оценки параметра <math>J/S</math> = 0. Сообщить преподавателю. Перейти к следующему пункту плана экспериментальных исследований. | ||
+ | |||
+ | 3.9 Выключить модуль НП и ВЧ выход ГНС. | ||
+ | |||
+ | 3.10 Установить на генераторе помехового сигнала (далее ГПС) соответствующие экспериментальному исследованию тип и параметры выходных сигналов (далее помеховых сигналов) в соответствии с Приложением B. | ||
+ | |||
+ | 3.11 Включить выход ГПС, контролируя значения по АС установить мощность помехового сигнала на втором выходе разветвителя <math>P_{J} = P_{J,max}</math> = - 70 дБм + <math>K_{att}</math>. Полоса измерения АС должна быть согласованной с полосой соответствующего навигационного сигнала при каждом измерении. | ||
+ | |||
+ | 3.12 Включить ВЧ выход ГНС, затем включить модуль НП. Установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 3.7. | ||
+ | |||
+ | 3.13 С помощью общего регулятора мощности ГПС синхронно уменьшать мощность помехового сигнала <math>P_{J}</math> на 3 дБ (по показаниям ГПС или АС) через каждый интервал времени T1, контролируя отсутствие выдачи навигационного 3D-решения. Когда модуль НП начнет выдавать навигационное 3D-решение, выключить ВЧ выход ГНС. Измерить с помощью АС мощность помехового сигнала. Занести в протокол измеренную мощность помехового сигнала <math>P_{J,0}</math>. | ||
+ | |||
+ | 3.14 Установить мощность помехового сигнала на втором выходе разветвителя <math>P_{J} = P_{J,0}</math> + 10 дБм по измерениям АС. Перезапустить сценарий имитации на ГНС, включить ВЧ выход ГНС. | ||
+ | |||
+ | 3.15 Выключить и включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 3.7. Выждать время Т2, убедиться в отсутствии навигационного 3D-решения. Если навигационное 3D-решение всё же выдается, то повторить п.п. 3.14-3.15, увеличив мощность помехового сигнала на 3 дБ с помощью общего регулятора мощности ГПС. | ||
+ | |||
+ | 3.16 Уменьшить мощность помехи на 1 дБ, выждать время Т2, проконтролировать наличие/отсутствие навигационного 3D-решения на выходе НП. | ||
+ | |||
+ | 3.17 При отсутствии навигационного 3D-решения в течение 2 минут без перерывов, превышающих 10-секундный интервал, повторить пп. 3.15-3.17. | ||
+ | |||
+ | 3.18 При наличии навигационного 3D-решения в течение 2 минут без перерывов, превышающих 10-секундный интервал, зафиксировать граничное значение мощности <math>P_{J,i} = P_{J}</math> дБм помехового сигнала. | ||
+ | |||
+ | 3.19 Рассчитать коэффициент подавления НП по формуле <math>J/S_i = P_{J,i} - P_S</math> (дБ). Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе. | ||
+ | |||
+ | 3.20 Набрать статистику значений <math>J/S_i</math> из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 3.14-3.18. Выполнение п. 3.14 допускается начинать с установки <math>P_{J} = P_{J,i-1}</math> + 2 дБм, где <math>P_{J,i-1}</math> - граничное значение мощности помехового сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статистики. | ||
+ | |||
+ | 3.20 Рассчитать среднеарифметическое значение <math>J/S</math> по полученным значениям <math>J/S_i</math>, <math>i = 1,..,5</math>. Зафиксировать рассчитанное значение <math>J/S</math> в протоколе. | ||
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | === 4 Определение помехоустойчивости навигационного модуля в условии слежения === | ||
+ | |||
+ | |||
+ | 4.1 При необходимости выполнить пункты подготовки 1, 2, занести полученные значения <math>K_{att}</math>, <math>\Delta{K}</math> в протокол. | ||
+ | |||
+ | 4.2 Занести в протокол параметры, использующиеся при испытаниях: | ||
+ | *Т1 = 30 секунд; | ||
+ | *Т2 = 120 секунд. | ||
+ | |||
+ | 4.3 На ГНС запустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным <math>P_S</math> = -125 + <math>\Delta{K}</math> + <math>K_{att}</math> ± 1 дБм по измерениям АС. Занести измеренное значение <math>P_S</math> в протокол. | ||
+ | |||
+ | 4.4 Собрать экспериментальную установку согласно [[#pic4|рис. 4]]. Включить ЭВМ и запустить ПО для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП. | ||
+ | |||
+ | 4.5 Включить модуль НП. | ||
+ | |||
+ | 4.6 Установить связь ЭВМ с модулем НП. Задать параметры работы: | ||
+ | * система (ГЛОНАСС или GPS); | ||
+ | * частотный диапазон (L1); | ||
+ | * тип сигналов (СТ или C/A). | ||
+ | |||
+ | 4.7 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2, 4.3-4.6. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, записать в качестве оценки параметра <math>J/S</math> = 0. Сообщить преподавателю. Перейти к следующему пункту плана экспериментальных исследований. | ||
+ | |||
+ | 4.8 Выключить модуль НП и ВЧ выход ГНС. | ||
+ | |||
+ | 4.9 Установить на ГПС соответствующий экспериментальному исследованию тип и параметры выходного сигнала (далее помехового сигнала) в соответствии с Приложением B. | ||
+ | |||
+ | 4.10 Включить выход ГПС, контролируя значения по АС установить мощность помехового сигнала на втором выходе разветвителя <math>P_{J} = P_{J,min}</math> = - 110 дБм + <math>K_{att}</math>. Полоса измерения АС должна быть согласованной с полосой соответствующего навигационного сигнала при каждом измерении. | ||
+ | |||
+ | 4.11 Включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 4.6. Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. | ||
+ | |||
+ | 4.12 С помощью общего регулятора выходной мощности ГПС увеличивать мощность помехи на выходе ГС на 3 дБ через каждый интервал времени Т1 до тех пор, пока модуль НП не перестанет выдавать навигационное 3D-решение. Выключить ВЧ выход ГНС. Измерить с помощью АС мощность помехового сигнала. Занести в протокол измеренную мощность помехового сигнала <math>P_{J,0}</math>. | ||
+ | |||
+ | 4.13 Отключить ВЧ выход ГПС. Выключить модуль НП. Включить ВЧ выход ГНС. Перезапустить сценарий имитации на ИС. | ||
+ | |||
+ | 4.14 Включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 4.6. | ||
+ | |||
+ | 4.15 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. | ||
+ | |||
+ | 4.16 При испытаниях на помехоустойчивость в некогерентном/когерентном режиме слежения, перевести модуль НП в некогерентный/когерентный режим с помощью интерфейсного ПО на ПК. | ||
+ | |||
+ | 4.17 Контролируя значения по АС установить мощность помехового сигнала на втором выходе разветвителя <math>P_{J}</math> = <math>P_{J,0}</math> – 6 дБм. Включить выходной сигнал ГПС. Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Иначе, повторить выполнение п.п 4.13-4.17, уменьшив выходную мощность ГПС на 3 дБ. | ||
+ | |||
+ | 4.18 Увеличить мощность помехи на 1 дБ. Проконтролировать, выдает ли модуль НП в течение 2 минут навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие выполняется, повторить п. 4.18. | ||
+ | |||
+ | 4.19 При нарушении условия п. 4.18: выключить ВЧ выход ИС, уменьшить выходную мощность помехи на 1 дБ, зафиксировать граничное значение мощности <math>P_{J,i}</math> = <math>P_{J}</math> помехового сигнала по измерениям АС. | ||
+ | |||
+ | 4.20 Рассчитать коэффициент подавления НП по формуле <math>J/S_i = P_{J,i} - P_S</math> (дБ). Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе. | ||
+ | |||
+ | 4.21 Набрать статистику значений <math>J/S_i</math> из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 4.13-4.20. Выполнение п. 3.17 допускается начинать с установки <math>P_{J} = P_{J,i-1}</math> - 3 дБм, где <math>P_{J,i-1}</math> - граничное значение мощности помехового сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статистики. | ||
+ | |||
+ | 4.22 Рассчитать среднеарифметическое значение <math>J/S</math> по полученным значениям <math>J/S_i</math>, <math>i = 1,..,5</math>. Зафиксировать рассчитанное значение <math>J/S</math> в протоколе. | ||
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | === 5 Определение чувствительности навигационного модуля в условии холодного старта === | ||
+ | |||
+ | 5.1 При необходимости выполнить пункты подготовки 1, 2, занести полученные значения <math>K_{att}</math>, <math>\Delta{K}</math> в протокол. | ||
+ | |||
+ | 5.2 Занести в протокол параметры, использующиеся при проведении экспериментов: | ||
+ | *Т1 = 60 сек; | ||
+ | *Т2 = 300 сек. | ||
+ | |||
+ | 5.3 Собрать экспериментальную установку согласно [[#pic4|рис. 4]]. Выключить ВЧ выход ГПС. | ||
+ | |||
+ | 5.4 Включить ЭВМ и запустить ПО для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП. | ||
+ | |||
+ | 5.5 На ГНС запустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным <math>P_S</math> = -125 + <math>\Delta{K}</math> + <math>K_{att}</math> ± 1 дБм по измерениям АС. | ||
+ | |||
+ | 5.6 Включить модуль НП. | ||
+ | |||
+ | 5.7 Установить связь ЭВМ с модулем НП. Задать параметры работы в соответствии с планом проведения экспериментальных исследований: | ||
+ | * система (ГЛОНАСС или GPS); | ||
+ | * частотный диапазон (L1); | ||
+ | * тип сигналов (СТ или C/A). | ||
+ | |||
+ | 5.8 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2, 5.2-5.7. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, записать в качестве оценки параметра <math>J/S</math> = 0. Сообщить преподавателю. Перейти к следующему пункту плана экспериментальных исследований. | ||
+ | |||
+ | 5.9 Выключить модуль НП и ВЧ выход ГНС. | ||
+ | |||
+ | 5.10 На ГНС перезапустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным <math>P_S</math> = -170 + <math>\Delta{K}</math> + <math>K_{att}</math> ± 1 дБм по измерениям АС. Включить ВЧ выход ГНС. | ||
+ | |||
+ | 5.11 Включить модуль НП. Установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 5.7. | ||
+ | |||
+ | 5.12 С помощью регулятора мощности ГНС увеличивать мощность навигационного сигнала <math>P_{S}</math> на 3 дБ (по показаниям ГНС или АС) через каждый интервал времени T1, контролируя отсутствие выдачи навигационного 3D-решения. Когда модуль НП начнет выдавать навигационное 3D-решение, измерить с помощью АС мощность навигационного сигнала. Занести в протокол измеренную мощность помехового сигнала <math>P_{S,0}</math>. | ||
+ | |||
+ | 5.13 Установить мощность навигационного сигнала на втором выходе разветвителя <math>P_{S} = P_{S,0}</math> - 5 дБм по измерениям АС. Перезапустить сценарий имитации на ГНС, включить ВЧ выход ГНС. | ||
+ | |||
+ | 5.14 Выключить и включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 5.7. Выждать время Т2, убедиться в отсутствии навигационного 3D-решения. Если навигационное 3D-решение всё же выдается, то повторить п.п. 5.13-5.14, уменьшив мощность навигационного сигнала на 3 дБ с помощью регулятора мощности ГНС. | ||
+ | |||
+ | 5.15 Увеличить мощность навигационного сигнала на 1 дБ, выждать время Т2, проконтролировать наличие/отсутствие навигационного 3D-решения на выходе НП. | ||
+ | |||
+ | 5.16 При отсутствии навигационного 3D-решения в течение 2 минут без перерывов, превышающих 10-секундный интервал, повторить пп. 5.14-5.16, увеличивая мощность навигационного сигнала. | ||
+ | |||
+ | 5.17 При наличии навигационного 3D-решения в течение 2 минут без перерывов, превышающих 10-секундный интервал, зафиксировать граничное значение мощности <math>P_{S,i} = P_{S}</math> дБм навигационного сигнала. | ||
+ | |||
+ | 5.18 Набрать статистику значений <math>P_{S,i}</math> из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 5.13-5.17. Выполнение п. 5.13 допускается начинать с установки <math>P_{S} = P_{S,i-1}</math> - 2 дБм, где <math>P_{S,i-1}</math> - граничное значение мощности навигационного сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статистики. | ||
+ | |||
+ | 5.19 Рассчитать среднеарифметическое значение <math>P_{S}</math> по полученным значениям <math>P_{S,i}</math>, <math>i = 1,..,5</math>. Зафиксировать рассчитанное значение <math>P_{S}</math> в протоколе. | ||
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | === 6 Определение чувствительности навигационного модуля в условии слежения === | ||
+ | |||
+ | 6.1 При необходимости выполнить пункты подготовки 1, 2, занести полученные значения <math>K_{att}</math>, <math>\Delta{K}</math> в протокол. | ||
+ | |||
+ | 6.2 Занести в протокол параметры, использующиеся при испытаниях: | ||
+ | *Т1 = 30 секунд; | ||
+ | *Т2 = 120 секунд. | ||
+ | |||
+ | 6.3 Собрать экспериментальную установку согласно [[#pic4|рис. 4]]. На ГНС запустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным <math>P_S</math> = -125 + <math>\Delta{K}</math> + <math>K_{att}</math> ± 1 дБм по измерениям АС. | ||
+ | |||
+ | 6.4 Включить ЭВМ и запустить ПО для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП. | ||
+ | |||
+ | 6.5 Включить модуль НП, выключить ГПС. | ||
+ | |||
+ | 6.6 Установить связь ЭВМ с модулем НП. Задать параметры работы: | ||
+ | * система (ГЛОНАСС или GPS); | ||
+ | * частотный диапазон (L1); | ||
+ | * тип сигналов (СТ или C/A). | ||
+ | |||
+ | 6.7 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2, 6.3-6.6. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, сообщить преподавателю. Перейти к следующему пункту плана экспериментальных исследований. | ||
+ | |||
+ | 6.8 С помощью общего регулятора выходной мощности ГНС уменьшать мощность навигационного сигнала на 3 дБ через каждый интервал времени Т1 до тех пор, пока модуль НП не перестанет выдавать навигационное 3D-решение. Измерить с помощью АС мощность навигационного сигнала одного спутника. Занести в протокол измеренную мощность навигационного сигнала <math>P_{S,0}</math>. | ||
+ | |||
+ | 6.9 Перезапустить сценарий имитации на ИС. | ||
+ | |||
+ | 6.10 Выключить и включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 6.6. | ||
+ | |||
+ | 6.11 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. | ||
+ | |||
+ | 6.12 При испытаниях на помехоустойчивость в некогерентном/когерентном режиме слежения, перевести модуль НП в некогерентный/когерентный режим с помощью интерфейсного ПО на ПК. | ||
+ | |||
+ | 6.13 Контролируя значения по АС установить мощность навигационного сигнала одного спутника на втором выходе разветвителя <math>P_{S}</math> = <math>P_{S,0}</math> + 6 дБм. Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Иначе, повторить выполнение п.п 6.9-6.13, увеличив выходную мощность ГНС на 3 дБ. | ||
+ | |||
+ | 6.14 Уменьшить мощность навигационного сигнала на 1 дБ. Проконтролировать, выдает ли модуль НП в течение 2 минут навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие выполняется, повторить п. 6.14. | ||
+ | |||
+ | 6.15 При нарушении условия п. 6.14: увеличить выходную мощность навигационного сигнала на 1 дБ, зафиксировать граничное значение мощности <math>P_{S,i}</math> = <math>P_{S}</math> навигационного сигнала по измерениям АС. | ||
+ | |||
+ | 6.16 Набрать статистику значений <math>P_{S,i}</math> из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 6.9-6.15. Выполнение п. 6.13 допускается начинать с установки <math>P_{S} = P_{S,i-1}</math> + 3 дБм, где <math>P_{S,i-1}</math> - граничное значение мощности навигационного сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статистики. | ||
+ | |||
+ | 6.17 Рассчитать среднеарифметическое значение <math>P_{S}</math> по полученным значениям <math>P_{S,i}</math>, <math>i = 1,..,5</math>. Зафиксировать рассчитанное значение <math>P_{S}</math> в протоколе. | ||
+ | |||
== Контрольные вопросы == | == Контрольные вопросы == | ||
+ | |||
+ | # Каковы цели работы? | ||
+ | # Что такое помехоустойчивость? | ||
+ | # Чем помехоустойчивость отличается от чувствительности? | ||
+ | # Какой показатель используется для численной оценки помехоустойчивости? | ||
+ | # Какое свойство навигационного сигнала обеспечивает высокую помехоустойчивость? | ||
+ | # Какие методы повышения помехоустойчивости вы можете назвать? | ||
+ | # На чём основано повышение помехоустойчивости с использованием пилот-сигнала? | ||
+ | # Помехоусточивость какого режима — когерентного или некогерентного выше? | ||
+ | # Как реализуется повышение помехоустойчивости с помощью пространственной обработки? | ||
+ | # Как работает режекция узкополосных помех? | ||
+ | # Какая типовая помехоусточивость НАП, работающей по сигналу ГЛОНАСС ПТ? | ||
+ | # Какой максимальный уровень помехоусточивости НАП реализуем в настоящее время? | ||
+ | # Для чего в схеме лабораторной установки используется два векторных генератора сигналов? | ||
+ | # Как в лабораторной установке предполагается контролировать отношение мощности помехи к мощности сигнала? | ||
+ | # Как рассчитываются требования к линейности радиочастотного тракта для обеспечения требуемой помехоустойчивости? | ||
+ | # Как рассчитываются требования к АЦП для обеспечения требуемой помехоустойчивости? | ||
+ | # Какова мощность навигационного сигнала системы ГЛОНАСС, NAVSTAR GPS на выходе антенны в условиях прямой видимости согласно ИКД? В каких пределах может изменяться мощность навигационного сигнала одного спутника на выходе антенны НАП для каждой из систем? | ||
+ | |||
+ | == Приложение А. Бланк протокола == | ||
+ | |||
+ | Бланк протокола доступен к [[Media:20111120_Protocol_Blank.doc|скачиванию]]. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === Помехоустойчивость поиска === | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Протокол экспериментальных исследований помехоустойчивости модуля НП _________________ в режиме поиска сигналов''' | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" | ||
+ | |Тип навигационных сигналов | ||
+ | | style="width:400px" | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Тип помехи | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Сценарий движения потребителя | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | 1. Параметры: | ||
+ | |||
+ | Т1 = 60 сек | ||
+ | |||
+ | Т2 = 300 сек | ||
+ | |||
+ | 2. Коэффициент ослабления аттенюатора | ||
+ | |||
+ | К<sub>att</sub> = <nowiki>+</nowiki> дБ | ||
+ | |||
+ | Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1) | ||
+ | |||
+ | <math>\Delta{K}</math> = дБ | ||
+ | |||
+ | 3. Мощность сигнала одного спутника по измерениям АС (второй выход разветвителя) | ||
+ | |||
+ | <math>P_S</math> = - дБм. | ||
+ | |||
+ | 4. Мощность помехового сигнала по измерениям АС, при котором модуль НП захватил сигналы не менее чем 4 НС и выдавал навигационное 3D-решение в течение 2 минут без перерывов более 10 сек: | ||
+ | |||
+ | <math>P_{J,0}</math> = - дБм. | ||
+ | |||
+ | 5. Результаты косвенных измерений <math>J/S</math> | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" width="60%" | ||
+ | !align = "center"| № эксперимента, i | ||
+ | !align = "center"| <math>P_{J,i}</math>, дБм | ||
+ | !align = "center"| <math>J/S_{i}</math>, дБ | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |1 | ||
+ | | | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |2 | ||
+ | | | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |3 | ||
+ | | | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |4 | ||
+ | | | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |5 | ||
+ | | | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" width="60%" | ||
+ | !align = "center"|Параметр | ||
+ | !align = "center"|Значение | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Среднеарифметическое значение <math>J/S</math>, дБ | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === Помехоустойчивость слежения === | ||
+ | |||
+ | '''Протокол экспериментальных исследований помехоустойчивости модуля НП _________________ в режиме слежения''' | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" | ||
+ | |Тип навигационных сигналов | ||
+ | | style="width:400px" | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Тип помехи | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Сценарий движения потребителя | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | 1. Временные параметры: | ||
+ | |||
+ | Т1 = | ||
+ | |||
+ | Т2 = 120 сек | ||
+ | |||
+ | 2. Коэффициент ослабления аттенюатора | ||
+ | |||
+ | К<sub>att</sub> = <nowiki>+</nowiki> дБ | ||
+ | |||
+ | Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1) | ||
+ | |||
+ | <math>\Delta{K}</math> = дБ | ||
+ | |||
+ | 3. Мощность сигнала одного спутника по измерениям АС (второй выход разветвителя) | ||
+ | |||
+ | <math>P_S</math> = - дБм. | ||
+ | |||
+ | 4. Приближенное значение мощности помехового сигнала по измерениям АС, при котором модуль НП прекращает выдачу навигационного 3D-решения (в течение 2 минут без перерывов более 10 сек): | ||
+ | |||
+ | <math>P_{J,0}</math> = - дБм, | ||
+ | |||
+ | 5. Результаты косвенных измерений <math>J/S</math> | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" width="60%" | ||
+ | !align = "center"| № эксперимента, i | ||
+ | !align = "center"| <math>P_{J,i}</math>, дБм | ||
+ | !align = "center"| <math>J/S_{i}</math>, дБ | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |1 | ||
+ | | | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |2 | ||
+ | | | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |3 | ||
+ | | | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |4 | ||
+ | | | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |5 | ||
+ | | | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" width="60%" | ||
+ | !align = "center"|Параметр | ||
+ | !align = "center"|Значение | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Среднеарифметическое значение <math>J/S</math>, дБ | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | === Чувствительность поиска === | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Протокол экспериментальных исследований чувствительности модуля НП _________________ в режиме поиска сигналов''' | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" | ||
+ | |Тип навигационных сигналов | ||
+ | | style="width:400px" | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Сценарий движения потребителя | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | 1. Параметры: | ||
+ | |||
+ | Т1 = 60 сек | ||
+ | |||
+ | Т2 = 300 сек | ||
+ | |||
+ | 2. Коэффициент ослабления аттенюатора | ||
+ | |||
+ | К<sub>att</sub> = <nowiki>+</nowiki> дБ | ||
+ | |||
+ | Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1) | ||
+ | |||
+ | <math>\Delta{K}</math> = дБ | ||
+ | |||
+ | 3. Мощность навигационного сигнала одного спутника по измерениям АС, при котором модуль НП захватил сигналы не менее чем 4 НС и выдавал навигационное 3D-решение в течение 2 минут без перерывов более 10 сек: | ||
+ | |||
+ | <math>P_{S,0}</math> = - дБм, | ||
+ | |||
+ | 4. Результаты косвенных измерений граничной мощности сигнала | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" width="60%" | ||
+ | !align = "center"| № эксперимента, i | ||
+ | !align = "center"| <math>P_{S,i}</math>, дБм | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |1 | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |2 | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |3 | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |4 | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |5 | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" width="60%" | ||
+ | !align = "center"|Параметр | ||
+ | !align = "center"|Значение | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Среднеарифметическое значение <math>P_S</math>, дБм | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === Чувствительность слежения === | ||
+ | |||
+ | '''Протокол экспериментальных исследований чувствительности модуля НП _________________ в режиме слежения''' | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" | ||
+ | |Тип навигационных сигналов | ||
+ | | style="width:400px" | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Тип помехи | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Сценарий движения потребителя | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | 1. Временные параметры: | ||
+ | |||
+ | Т1 = | ||
+ | |||
+ | Т2 = 120 сек | ||
+ | |||
+ | 2. Коэффициент ослабления аттенюатора | ||
+ | |||
+ | К<sub>att</sub> = <nowiki>+</nowiki> дБ | ||
+ | |||
+ | Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1) | ||
+ | |||
+ | <math>\Delta{K}</math> = дБ | ||
+ | |||
+ | 3. Приближенное значение мощности навигационного сигнала одного спутника по измерениям АС, при котором модуль НП прекращает выдачу навигационного 3D-решения (в течение 2 минут без перерывов более 10 сек): | ||
+ | |||
+ | <math>P_{S,0}</math> = - дБм, | ||
+ | |||
+ | 4. Результаты косвенных измерений граничной мощности сигнала | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" width="60%" | ||
+ | !align = "center"| № эксперимента, i | ||
+ | !align = "center"| <math>P_{S,i}</math>, дБм | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |1 | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |2 | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |3 | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |4 | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |5 | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" cellpadding="2" cellspacing="0" width="60%" | ||
+ | !align = "center"|Параметр | ||
+ | !align = "center"|Значение | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Среднеарифметическое значение <math>P_S</math>, дБм | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Приложение B. Характеристики помех == | ||
+ | |||
+ | == Приложение C. Описание навигационных модулей == | ||
+ | |||
+ | === НАВИС NV-08C === | ||
+ | |||
+ | === НАВИС СН-4706 === | ||
+ | |||
+ | Навигационный модуль [[CH-4706]] - одноплатный 24-х канальный навигационный приемник, предназначен для интегрирования в различные системы в качестве навигационного датчика. СН-4706 обеспечивает определения текущих значений координат (широты, долготы, высоты), вектора скорости потребителя, а также текущего времени по сигналам СНС ГЛОНАСС, GPS и SBAS. | ||
+ | |||
+ | Основные заявленные характеристики модуля СН-4706 приведены в [[#tablC1|табл. C.1]]. Фотография модуля представлена на [[#picC1|рис. C.1]]. | ||
+ | |||
+ | {{pic|20110522_SN-4706_385x300_coin.jpg|Рисунок C.1 - Фотография модуля СН-4706|picC1}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | {{Якорь|tablC1}} | ||
+ | {|class="wikitable" border="1" | ||
+ | |+Таблица C.1. Основные характеристики модуля СН-4706 | ||
+ | !align = "center"|Характеристика | ||
+ | !align = "center"|Значение | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Год начала серийного производства | ||
+ | |2009 | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Используемые навигационные сигналы | ||
+ | |- ГЛОНАСС L1 СТ<br>- GPS L1 C/A | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Время выдачи первого навигационного решения:<br> - «холодный старт» (отсутствие альманахов СНС)<br> - «теплый старт» (наличие альманахов СНС, координат и времени)<br> - «горячий старт» (наличие альманахов СНС, координат, эфемерид и времени) | ||
+ | |<br>90 c<br>60 c<br>15 c | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Чувствительность: | ||
+ | |- 165 дБВт | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Потребляемая мощность | ||
+ | |0.9 Вт | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Масса | ||
+ | |20 г | ||
+ | |||
+ | |- | ||
+ | |Габаритные размеры | ||
+ | |35х35х6мм | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | === u-blox NEO-6Q === | ||
+ | |||
+ | == Приложение D. Описание постановщиков помех == | ||
+ | |||
+ | == Приложение E. Описание интерфейсных программ навигационных модулей == | ||
+ | |||
+ | === u-center === | ||
+ | |||
+ | В качестве одного из исследуемых выступает модуль НП u-blox NEO-6Q производства швейцарской компании [http://www.u-blox.com/ u-blox Holding AG]. Компания предоставляет специальную интерфейсную программу для управления модулем НП, получения и обработки результатов его работы - [http://www.u-blox.com/en/evaluation-tools-a-software/u-center/u-center.html ''u-center'']. | ||
+ | |||
+ | Взаимодействие между программой u-center и модулем НП организуется посредством USB-интерфейса. Опосредованно от программы распространяется [http://www.u-blox.com/en/usb-drivers.html драйвер] модуля НП, предназначенный для использования в операционных системах семейства Windows. | ||
+ | |||
+ | Основное окно программы представлено на [[#pic_E1|рис. E.1]]. | ||
+ | |||
+ | {{pic|20111121_U-center.jpg{{!}}800px{{!}}|Рисунок E.1 - Основное окно программы u-center 6.10 |pic_E1}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Для установки соединения между программой и модулем НП необходимо подключить приемник к компьютеру и в пункте меню ''Receiver'' выбрать соответствующий порт (см. [[#pic_E2|рис. E.2]]) | ||
+ | |||
+ | {{pic|20111121_u-center_port.png|Рисунок E.2 - Выбор порта в программе u-center 6.10|pic_E2}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Отображение флага выдачи 3D решения в программе u-center производится в окне ''Data View'' (см. [[#pic_E3|рис. E.3]]). | ||
+ | |||
+ | {{pic|20111121_U-center-3D.png|Рисунок E.3 - Окно Data View программы u-center 6.10|pic_E3}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Программа позволяет осуществить перезапуск приемника с помощью команды ''Coldstart'' через соответствующий пункт меню ''Receiver'' (см. [[#pic_E4|рис. E.4]]) | ||
+ | |||
+ | {{pic|20111121_u-center_coldstart.png|Рисунок E.4 - Передача команды на холодный старт|pic_E4}} | ||
+ | |||
+ | === BM Control === | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Приложение F. Примеры установки параметров генератора сигналов и анализатора спектра == | ||
+ | |||
+ | === Имитация навигационных сигналов системы NAVSTAR GPS с помощью векторного генератора сигналов [[R&S SMJ (серия приборов)|R&S SMJ100A]] === | ||
+ | |||
+ | === Генерирование шумовой помехи с помощью векторного генератора сигналов [[R&S SMJ (серия приборов)|R&S SMJ100A]] === | ||
+ | |||
+ | === Измерение мощности навигационного сигнала с помощью анализатора спектра [[R&S FSU (серия приборов)|R&S FSU3]] === | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Лабораторные работы по курсу АП СРНС]] |
Текущая версия на 11:43, 29 октября 2015
[править] Цели работы
- Ознакомиться с современными образцами навигационной аппаратуры потребителя, их интерфейсными программами;
- Освоить методику оценивания помехоустойчивости и чувствительности навигационной аппаратуры потребителей спутниковых радионавигационных систем;
- Развить навыки использования радиотехнических измерительных приборов.
[править] Общая информация
[править] Основные понятия
Объектом проведения экспериментальных исследований является модуль навигационного приемника (далее по тексту ― модуль НП, навигационный модуль), работающий в составе навигационной аппаратуры потребителей (НАП) (см. рис. 1).
Под помехоустойчивостью модуля НП понимается его способность работать в условиях воздействия внешних помех. В качестве характеристики помехоустойчивости принимается граничное (наибольшее) значение отношения мощности помехового сигнала к мощности полезного сигнала
- (1)
на входе модуля НП, при котором модуль НП еще может решать целевую задачу с заданными характеристиками. Здесь — мощность полезного сигнала одного навигационного спутника на выходе антенны, — мощность помеховых сигналов на выходе антенны. Если мощности навигационных сигналов не равны, то - мощность самого слабого сигнала из участвующих в навигационном решении.
Под заданными характеристиками решения целевой задачи понимается выдача навигационного 3D-решения без перерывов, превышающих 10-секундный интервал.
Параметр , который называется коэффициентом подавления НП, удобно характеризовать в децибелах, т.е.
- дБ. (2)
- дБ.
Основными путями повышения помехозащиты НАП являются:
- введение избыточности по навигационным сигналам, т.е. увеличение числа принимаемых и обрабатываемых навигационных сигналов, в том числе от различных глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС);
- прием и обработка перспективных двухкомпонентных (пилот и данных) сигналов ГНСС;
- использование высококачественных комплектующих и элементной базы;
- оптимизация алгоритмов обработки сигналов в НАП;
- комплексирование НАП ГНСС с другими информационными системами и в первую очередь с инерциальной навигационной системой (ИНС);
- частотная селекция (компенсация) помех;
- пространственная селекция (подавление) помех с использованием антенных решеток с управляемой диаграммой направленности.
[править] Схемы экспериментальных установок
На рис. 2 представлена схема экспериментальной установки, предназначенной для измерения характеристик аттенюатора, на рис. 3 - разветвителя с соединительными кабелями и отсечкой постоянного тока. На рис. 4 представлена основная схема проведения экспериментов по измерению помехоустойчивости и чувствительности навигационных модулей.
Рисунок 2 - Схема экспериментальной установки для измерения характеристик разветвителя
Рисунок 3 - Схема экспериментальной установки для измерения характеристик аттенюатора
Рисунок 4 - Схема экспериментальной установки для измерения чувствительности и помехоустойчивости навигационных модулей
На схемах | Прибор | Пример | Функция | Кол-во |
---|---|---|---|---|
1 | Генератор навигационного сигнала | R&S SMBV, R&S SMU | Имитация навигационных сигналов | 1 |
2 | Генератор помехового сигнала | R&S SMBV, R&S SMU, R&S SMC (только гармонические) | Генерация помеховых сигналов: гармонических, шумовых, сигналоподобных. | 1 |
3 | Анализатор спектра | R&S FSV, R&S FSU | Измерение мощности навигационного сигнала, помехи, калибровочных сигналов | 1 |
4 | ВЧ-сумматор/разветвитель L-диапазона | MiniCircuits ZAPD-2DC-S+ | Суммирование помехового и навигационного сигналов; разветвление суммарного сигнала к анализатору спектра и навигационному модулю | 2 |
5 | Аттенюатор 30 дБ L-диапазона | MiniCircuits VAT-30+ | Ослабление сигнала до уровня, соответствующему выходной мощности приемной антенны навигационной аппаратуры потребителей | 2 |
6 | Малошумящий усилитель (МШУ) | MiniCircuits ZRL-2400LN+ | Имитация МШУ навигационной аппаратуры потребителей | 1 |
7 | DC-Block (отсечка постоянного тока) | MiniCircuits BLK-89-S+ | Предотвращение подачи постоянного напряжения от навигационного модуля к аттенюаторам | 1 |
8 | Модуль навигационного приемника | Объект исследования | 1 | |
9 | Персональный компьютер с интерфейсными кабелями | Выполнение интерфейсной программы, обмен данными с навигационными модулями, питание навигационных модулей. | 1 | |
10 | Соединительные кабели L-диапазона | Соединение генераторов и сумматора, соединение сумматоров, соединение аттенюатора и МШУ, соединение МШУ и навигационного модуля, соединение разветвителя и спектроанализатора. | 6 | |
11 | Источник питания | GW Instek GPS-4303 | Питание МШУ, навигационных модулей | 1 |
[править] Лабораторное задание
Для проведения экспериментального исследования помехоустойчивости модуля НП выполните подготовительные этапы 1, 2, а затем выполните пункты методики, соответствующие составленному плану экспериментальных исследований. Результаты фиксируйте в протоколе.
[править] 1 Определение коэффициента передачи аттенюатора
1.1 Собрать экспериментальную установку для измерения характеристик аттенюатора согласно рис. 2. В качестве аттенюатора использовать сборный с номинальным коэффициентом ослабления 50-60 дБ.
1.2 Включить генератор навигационного сигнала (ГНС), анализатор спектра (далее АС). Перевести АС в режим измерения мощности в полосе равной полосе используемого навигационного сигнала. Дальнейшие измерения мощности с помощью АС проводить в этом режиме, устанавливая в качестве центральной частоты анализа центральную частоту навигационного или помехового сигнала.
1.3 С помощью ГС и АС определить коэффициент ослабления аттенюатора , дБ. При включенном в схему аттенюаторе установить на ГС формирование синусоидального сигнала с частотой, равной центральной частоте рабочего диапазона (для ГЛОНАСС L1 1602,0 МГц, для GPS L1 1575,42 МГц) и мощностью, измеряемой АС, = - 70 дБм. Исключить их схемы аттенюатор - соединить разветвитель и АС. Измерить мощность синусоидального сигнала с помощью АС. Найти . Занести значение (положительное число) в протокол.
[править] 2 Определение разности коэффициентов передачи разветвителя
2.1 Собрать экспериментальную установку для измерения характеристик разветвителя согласно рис. 3.
2.2 Установить на ГНС формирование синусоидального сигнала с частотой, равной центральной частоте рабочего диапазона (для ГЛОНАСС L1 1602,0 МГц, для GPS L1 1575,42 МГц) и мощностью, измеряемой АС, = - 60 дБм. Текущий выход разветвителя, соединенный с АС, считать первым.
2.3 Перекоммутировать выходы разветвителя (при возможности, вместе с соединительными кабелями). Измерить мощность сигнала с помощью АС. Текущий выход разветвителя, соединенный с АС, считать вторым.
2.4 Определить разность коэффициентов передачи разветвителя как , зафиксировать полученное значение в протоколе. В дальнейшем второй выход использовать для подключения к АС, первый - к МШУ.
[править] 3 Определение помехоустойчивости навигационного модуля в условии холодного старта
3.1 При необходимости выполнить пункты подготовки 1, 2, занести полученные значения , в протокол.
3.2 Занести в протокол параметры, использующиеся при проведении экспериментов:
- Т1 = 60 сек;
- Т2 = 300 сек.
3.3 Собрать экспериментальную установку согласно рис. 4.
3.4 Включить ЭВМ и запустить ПО для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП.
3.5 На ГНС запустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным = -125 + + ± 1 дБм по измерениям АС. Занести измеренное значение в протокол.
3.6 Включить модуль НП.
3.7 Установить связь ЭВМ с модулем НП. Задать параметры работы в соответствии с планом проведения экспериментальных исследований:
- система (ГЛОНАСС или GPS);
- частотный диапазон (L1);
- тип сигналов (СТ или C/A).
3.8 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2, 3.2-3.7. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, записать в качестве оценки параметра = 0. Сообщить преподавателю. Перейти к следующему пункту плана экспериментальных исследований.
3.9 Выключить модуль НП и ВЧ выход ГНС.
3.10 Установить на генераторе помехового сигнала (далее ГПС) соответствующие экспериментальному исследованию тип и параметры выходных сигналов (далее помеховых сигналов) в соответствии с Приложением B.
3.11 Включить выход ГПС, контролируя значения по АС установить мощность помехового сигнала на втором выходе разветвителя = - 70 дБм + . Полоса измерения АС должна быть согласованной с полосой соответствующего навигационного сигнала при каждом измерении.
3.12 Включить ВЧ выход ГНС, затем включить модуль НП. Установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 3.7.
3.13 С помощью общего регулятора мощности ГПС синхронно уменьшать мощность помехового сигнала на 3 дБ (по показаниям ГПС или АС) через каждый интервал времени T1, контролируя отсутствие выдачи навигационного 3D-решения. Когда модуль НП начнет выдавать навигационное 3D-решение, выключить ВЧ выход ГНС. Измерить с помощью АС мощность помехового сигнала. Занести в протокол измеренную мощность помехового сигнала .
3.14 Установить мощность помехового сигнала на втором выходе разветвителя + 10 дБм по измерениям АС. Перезапустить сценарий имитации на ГНС, включить ВЧ выход ГНС.
3.15 Выключить и включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 3.7. Выждать время Т2, убедиться в отсутствии навигационного 3D-решения. Если навигационное 3D-решение всё же выдается, то повторить п.п. 3.14-3.15, увеличив мощность помехового сигнала на 3 дБ с помощью общего регулятора мощности ГПС.
3.16 Уменьшить мощность помехи на 1 дБ, выждать время Т2, проконтролировать наличие/отсутствие навигационного 3D-решения на выходе НП.
3.17 При отсутствии навигационного 3D-решения в течение 2 минут без перерывов, превышающих 10-секундный интервал, повторить пп. 3.15-3.17.
3.18 При наличии навигационного 3D-решения в течение 2 минут без перерывов, превышающих 10-секундный интервал, зафиксировать граничное значение мощности дБм помехового сигнала.
3.19 Рассчитать коэффициент подавления НП по формуле (дБ). Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе.
3.20 Набрать статистику значений из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 3.14-3.18. Выполнение п. 3.14 допускается начинать с установки + 2 дБм, где - граничное значение мощности помехового сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статистики.
3.20 Рассчитать среднеарифметическое значение по полученным значениям , . Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе.
[править] 4 Определение помехоустойчивости навигационного модуля в условии слежения
4.1 При необходимости выполнить пункты подготовки 1, 2, занести полученные значения , в протокол.
4.2 Занести в протокол параметры, использующиеся при испытаниях:
- Т1 = 30 секунд;
- Т2 = 120 секунд.
4.3 На ГНС запустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным = -125 + + ± 1 дБм по измерениям АС. Занести измеренное значение в протокол.
4.4 Собрать экспериментальную установку согласно рис. 4. Включить ЭВМ и запустить ПО для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП.
4.5 Включить модуль НП.
4.6 Установить связь ЭВМ с модулем НП. Задать параметры работы:
- система (ГЛОНАСС или GPS);
- частотный диапазон (L1);
- тип сигналов (СТ или C/A).
4.7 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2, 4.3-4.6. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, записать в качестве оценки параметра = 0. Сообщить преподавателю. Перейти к следующему пункту плана экспериментальных исследований.
4.8 Выключить модуль НП и ВЧ выход ГНС.
4.9 Установить на ГПС соответствующий экспериментальному исследованию тип и параметры выходного сигнала (далее помехового сигнала) в соответствии с Приложением B.
4.10 Включить выход ГПС, контролируя значения по АС установить мощность помехового сигнала на втором выходе разветвителя = - 110 дБм + . Полоса измерения АС должна быть согласованной с полосой соответствующего навигационного сигнала при каждом измерении.
4.11 Включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 4.6. Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек.
4.12 С помощью общего регулятора выходной мощности ГПС увеличивать мощность помехи на выходе ГС на 3 дБ через каждый интервал времени Т1 до тех пор, пока модуль НП не перестанет выдавать навигационное 3D-решение. Выключить ВЧ выход ГНС. Измерить с помощью АС мощность помехового сигнала. Занести в протокол измеренную мощность помехового сигнала .
4.13 Отключить ВЧ выход ГПС. Выключить модуль НП. Включить ВЧ выход ГНС. Перезапустить сценарий имитации на ИС.
4.14 Включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 4.6.
4.15 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек.
4.16 При испытаниях на помехоустойчивость в некогерентном/когерентном режиме слежения, перевести модуль НП в некогерентный/когерентный режим с помощью интерфейсного ПО на ПК.
4.17 Контролируя значения по АС установить мощность помехового сигнала на втором выходе разветвителя = – 6 дБм. Включить выходной сигнал ГПС. Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Иначе, повторить выполнение п.п 4.13-4.17, уменьшив выходную мощность ГПС на 3 дБ.
4.18 Увеличить мощность помехи на 1 дБ. Проконтролировать, выдает ли модуль НП в течение 2 минут навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие выполняется, повторить п. 4.18.
4.19 При нарушении условия п. 4.18: выключить ВЧ выход ИС, уменьшить выходную мощность помехи на 1 дБ, зафиксировать граничное значение мощности = помехового сигнала по измерениям АС.
4.20 Рассчитать коэффициент подавления НП по формуле (дБ). Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе.
4.21 Набрать статистику значений из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 4.13-4.20. Выполнение п. 3.17 допускается начинать с установки - 3 дБм, где - граничное значение мощности помехового сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статистики.
4.22 Рассчитать среднеарифметическое значение по полученным значениям , . Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе.
[править] 5 Определение чувствительности навигационного модуля в условии холодного старта
5.1 При необходимости выполнить пункты подготовки 1, 2, занести полученные значения , в протокол.
5.2 Занести в протокол параметры, использующиеся при проведении экспериментов:
- Т1 = 60 сек;
- Т2 = 300 сек.
5.3 Собрать экспериментальную установку согласно рис. 4. Выключить ВЧ выход ГПС.
5.4 Включить ЭВМ и запустить ПО для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП.
5.5 На ГНС запустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным = -125 + + ± 1 дБм по измерениям АС.
5.6 Включить модуль НП.
5.7 Установить связь ЭВМ с модулем НП. Задать параметры работы в соответствии с планом проведения экспериментальных исследований:
- система (ГЛОНАСС или GPS);
- частотный диапазон (L1);
- тип сигналов (СТ или C/A).
5.8 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2, 5.2-5.7. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, записать в качестве оценки параметра = 0. Сообщить преподавателю. Перейти к следующему пункту плана экспериментальных исследований.
5.9 Выключить модуль НП и ВЧ выход ГНС.
5.10 На ГНС перезапустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным = -170 + + ± 1 дБм по измерениям АС. Включить ВЧ выход ГНС.
5.11 Включить модуль НП. Установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 5.7.
5.12 С помощью регулятора мощности ГНС увеличивать мощность навигационного сигнала на 3 дБ (по показаниям ГНС или АС) через каждый интервал времени T1, контролируя отсутствие выдачи навигационного 3D-решения. Когда модуль НП начнет выдавать навигационное 3D-решение, измерить с помощью АС мощность навигационного сигнала. Занести в протокол измеренную мощность помехового сигнала .
5.13 Установить мощность навигационного сигнала на втором выходе разветвителя - 5 дБм по измерениям АС. Перезапустить сценарий имитации на ГНС, включить ВЧ выход ГНС.
5.14 Выключить и включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 5.7. Выждать время Т2, убедиться в отсутствии навигационного 3D-решения. Если навигационное 3D-решение всё же выдается, то повторить п.п. 5.13-5.14, уменьшив мощность навигационного сигнала на 3 дБ с помощью регулятора мощности ГНС.
5.15 Увеличить мощность навигационного сигнала на 1 дБ, выждать время Т2, проконтролировать наличие/отсутствие навигационного 3D-решения на выходе НП.
5.16 При отсутствии навигационного 3D-решения в течение 2 минут без перерывов, превышающих 10-секундный интервал, повторить пп. 5.14-5.16, увеличивая мощность навигационного сигнала.
5.17 При наличии навигационного 3D-решения в течение 2 минут без перерывов, превышающих 10-секундный интервал, зафиксировать граничное значение мощности дБм навигационного сигнала.
5.18 Набрать статистику значений из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 5.13-5.17. Выполнение п. 5.13 допускается начинать с установки - 2 дБм, где - граничное значение мощности навигационного сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статистики.
5.19 Рассчитать среднеарифметическое значение по полученным значениям , . Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе.
[править] 6 Определение чувствительности навигационного модуля в условии слежения
6.1 При необходимости выполнить пункты подготовки 1, 2, занести полученные значения , в протокол.
6.2 Занести в протокол параметры, использующиеся при испытаниях:
- Т1 = 30 секунд;
- Т2 = 120 секунд.
6.3 Собрать экспериментальную установку согласно рис. 4. На ГНС запустить требуемый сценарий имитации. Установить уровень сигнала ГНС (далее навигационный сигнал) для каждого спутника равным = -125 + + ± 1 дБм по измерениям АС.
6.4 Включить ЭВМ и запустить ПО для отображения, сохранения и установки параметров модуля НП.
6.5 Включить модуль НП, выключить ГПС.
6.6 Установить связь ЭВМ с модулем НП. Задать параметры работы:
- система (ГЛОНАСС или GPS);
- частотный диапазон (L1);
- тип сигналов (СТ или C/A).
6.7 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие не выполняется, проверить правильность выполнения пунктов 1, 2, 6.3-6.6. Если проверка не выявила нарушений пунктов методики, сообщить преподавателю. Перейти к следующему пункту плана экспериментальных исследований.
6.8 С помощью общего регулятора выходной мощности ГНС уменьшать мощность навигационного сигнала на 3 дБ через каждый интервал времени Т1 до тех пор, пока модуль НП не перестанет выдавать навигационное 3D-решение. Измерить с помощью АС мощность навигационного сигнала одного спутника. Занести в протокол измеренную мощность навигационного сигнала .
6.9 Перезапустить сценарий имитации на ИС.
6.10 Выключить и включить модуль НП, установить связь ЭВМ с модулем НП и задать параметры работы как в п. 6.6.
6.11 Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек.
6.12 При испытаниях на помехоустойчивость в некогерентном/когерентном режиме слежения, перевести модуль НП в некогерентный/когерентный режим с помощью интерфейсного ПО на ПК.
6.13 Контролируя значения по АС установить мощность навигационного сигнала одного спутника на втором выходе разветвителя = + 6 дБм. Через 2 минуты убедиться, что модуль НП в течение 2 минут выдает навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Иначе, повторить выполнение п.п 6.9-6.13, увеличив выходную мощность ГНС на 3 дБ.
6.14 Уменьшить мощность навигационного сигнала на 1 дБ. Проконтролировать, выдает ли модуль НП в течение 2 минут навигационное 3D-решение без перерывов, превышающих 10 сек. Если условие выполняется, повторить п. 6.14.
6.15 При нарушении условия п. 6.14: увеличить выходную мощность навигационного сигнала на 1 дБ, зафиксировать граничное значение мощности = навигационного сигнала по измерениям АС.
6.16 Набрать статистику значений из 5 экспериментов повторяя выполнение пп. 6.9-6.15. Выполнение п. 6.13 допускается начинать с установки + 3 дБм, где - граничное значение мощности навигационного сигнала, полученное в предыдущем эксперименте по набору статистики.
6.17 Рассчитать среднеарифметическое значение по полученным значениям , . Зафиксировать рассчитанное значение в протоколе.
[править] Контрольные вопросы
- Каковы цели работы?
- Что такое помехоустойчивость?
- Чем помехоустойчивость отличается от чувствительности?
- Какой показатель используется для численной оценки помехоустойчивости?
- Какое свойство навигационного сигнала обеспечивает высокую помехоустойчивость?
- Какие методы повышения помехоустойчивости вы можете назвать?
- На чём основано повышение помехоустойчивости с использованием пилот-сигнала?
- Помехоусточивость какого режима — когерентного или некогерентного выше?
- Как реализуется повышение помехоустойчивости с помощью пространственной обработки?
- Как работает режекция узкополосных помех?
- Какая типовая помехоусточивость НАП, работающей по сигналу ГЛОНАСС ПТ?
- Какой максимальный уровень помехоусточивости НАП реализуем в настоящее время?
- Для чего в схеме лабораторной установки используется два векторных генератора сигналов?
- Как в лабораторной установке предполагается контролировать отношение мощности помехи к мощности сигнала?
- Как рассчитываются требования к линейности радиочастотного тракта для обеспечения требуемой помехоустойчивости?
- Как рассчитываются требования к АЦП для обеспечения требуемой помехоустойчивости?
- Какова мощность навигационного сигнала системы ГЛОНАСС, NAVSTAR GPS на выходе антенны в условиях прямой видимости согласно ИКД? В каких пределах может изменяться мощность навигационного сигнала одного спутника на выходе антенны НАП для каждой из систем?
[править] Приложение А. Бланк протокола
Бланк протокола доступен к скачиванию.
[править] Помехоустойчивость поиска
Протокол экспериментальных исследований помехоустойчивости модуля НП _________________ в режиме поиска сигналов
Тип навигационных сигналов | |
Тип помехи | |
Сценарий движения потребителя |
1. Параметры:
Т1 = 60 сек
Т2 = 300 сек
2. Коэффициент ослабления аттенюатора
Кatt = + дБ
Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)
= дБ
3. Мощность сигнала одного спутника по измерениям АС (второй выход разветвителя)
= - дБм.
4. Мощность помехового сигнала по измерениям АС, при котором модуль НП захватил сигналы не менее чем 4 НС и выдавал навигационное 3D-решение в течение 2 минут без перерывов более 10 сек:
= - дБм.
5. Результаты косвенных измерений
№ эксперимента, i | , дБм | , дБ |
---|---|---|
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Параметр | Значение |
---|---|
Среднеарифметическое значение , дБ |
[править] Помехоустойчивость слежения
Протокол экспериментальных исследований помехоустойчивости модуля НП _________________ в режиме слежения
Тип навигационных сигналов | |
Тип помехи | |
Сценарий движения потребителя |
1. Временные параметры:
Т1 =
Т2 = 120 сек
2. Коэффициент ослабления аттенюатора
Кatt = + дБ
Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)
= дБ
3. Мощность сигнала одного спутника по измерениям АС (второй выход разветвителя)
= - дБм.
4. Приближенное значение мощности помехового сигнала по измерениям АС, при котором модуль НП прекращает выдачу навигационного 3D-решения (в течение 2 минут без перерывов более 10 сек):
= - дБм,
5. Результаты косвенных измерений
№ эксперимента, i | , дБм | , дБ |
---|---|---|
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Параметр | Значение |
---|---|
Среднеарифметическое значение , дБ |
[править] Чувствительность поиска
Протокол экспериментальных исследований чувствительности модуля НП _________________ в режиме поиска сигналов
Тип навигационных сигналов | |
Сценарий движения потребителя |
1. Параметры:
Т1 = 60 сек
Т2 = 300 сек
2. Коэффициент ослабления аттенюатора
Кatt = + дБ
Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)
= дБ
3. Мощность навигационного сигнала одного спутника по измерениям АС, при котором модуль НП захватил сигналы не менее чем 4 НС и выдавал навигационное 3D-решение в течение 2 минут без перерывов более 10 сек:
= - дБм,
4. Результаты косвенных измерений граничной мощности сигнала
№ эксперимента, i | , дБм |
---|---|
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Параметр | Значение |
---|---|
Среднеарифметическое значение , дБм |
[править] Чувствительность слежения
Протокол экспериментальных исследований чувствительности модуля НП _________________ в режиме слежения
Тип навигационных сигналов | |
Тип помехи | |
Сценарий движения потребителя |
1. Временные параметры:
Т1 =
Т2 = 120 сек
2. Коэффициент ослабления аттенюатора
Кatt = + дБ
Разность коэффициентов передачи разветвителя (2 - 1)
= дБ
3. Приближенное значение мощности навигационного сигнала одного спутника по измерениям АС, при котором модуль НП прекращает выдачу навигационного 3D-решения (в течение 2 минут без перерывов более 10 сек):
= - дБм,
4. Результаты косвенных измерений граничной мощности сигнала
№ эксперимента, i | , дБм |
---|---|
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Параметр | Значение |
---|---|
Среднеарифметическое значение , дБм |
[править] Приложение B. Характеристики помех
[править] Приложение C. Описание навигационных модулей
[править] НАВИС NV-08C
[править] НАВИС СН-4706
Навигационный модуль CH-4706 - одноплатный 24-х канальный навигационный приемник, предназначен для интегрирования в различные системы в качестве навигационного датчика. СН-4706 обеспечивает определения текущих значений координат (широты, долготы, высоты), вектора скорости потребителя, а также текущего времени по сигналам СНС ГЛОНАСС, GPS и SBAS.
Основные заявленные характеристики модуля СН-4706 приведены в табл. C.1. Фотография модуля представлена на рис. C.1.
Характеристика | Значение |
---|---|
Год начала серийного производства | 2009 |
Используемые навигационные сигналы | |
Время выдачи первого навигационного решения: - «холодный старт» (отсутствие альманахов СНС) - «теплый старт» (наличие альманахов СНС, координат и времени) - «горячий старт» (наличие альманахов СНС, координат, эфемерид и времени) |
90 c 60 c 15 c |
Чувствительность: | |
Потребляемая мощность | 0.9 Вт |
Масса | 20 г |
Габаритные размеры | 35х35х6мм |
[править] u-blox NEO-6Q
[править] Приложение D. Описание постановщиков помех
[править] Приложение E. Описание интерфейсных программ навигационных модулей
[править] u-center
В качестве одного из исследуемых выступает модуль НП u-blox NEO-6Q производства швейцарской компании u-blox Holding AG. Компания предоставляет специальную интерфейсную программу для управления модулем НП, получения и обработки результатов его работы - u-center.
Взаимодействие между программой u-center и модулем НП организуется посредством USB-интерфейса. Опосредованно от программы распространяется драйвер модуля НП, предназначенный для использования в операционных системах семейства Windows.
Основное окно программы представлено на рис. E.1.
Для установки соединения между программой и модулем НП необходимо подключить приемник к компьютеру и в пункте меню Receiver выбрать соответствующий порт (см. рис. E.2)
Отображение флага выдачи 3D решения в программе u-center производится в окне Data View (см. рис. E.3).
Программа позволяет осуществить перезапуск приемника с помощью команды Coldstart через соответствующий пункт меню Receiver (см. рис. E.4)